Мастер-класс: «Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»

17.05.2023

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагога по теме экспериментирование как способ развитие речи дошкольников.

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. А одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе, является своевременное овладение правильной речью, и активное пользование ею.

Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе работы я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника). Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, событие, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, отбирать основные свойства и качества предмета, чему они учатся во время эксперимента.

В связи с этим я пришла к выводу, что экспериментирование может являться одним из средств развития речевой активности.

 

Работу по опытно-экспериментальной деятельности я провожу в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1) подготовительный этап – постановка проблемы;

2) основной этап – поиск решения данной проблемы;

3) заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения.

Примеры экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Простые эксперименты с бумагой.

Опыт 1: «Бумажные колонны».

1) Постановка проблемы: Какой вес могут выдержать четыре обычных листочка бумаги?

2) Поиск решения. Скатаем лист бумаги трубочкой с короткой стороны и скрепим скотчем. Сделаем всего 4 таких трубочки. Расставим их на ровной поверхности по углам прямоугольника. Аккуратно поместим книгу на 4 «колонны». Уравновесив на колоннах первую книгу, аккуратно положим сверху вторую. Продолжаем выкладывать книги до тех пор, пока вся конструкция не рухнет.

3) Вывод. Лист бумаги сам по себе непрочный. Зато когда ты сворачиваешь его в трубочку, получается весьма крепкая конструкция. К тому же вес книги равномерно распределяется по четырем «колоннам», и на каждую приходится не такая уж большая нагрузка.

Варианты эксперимента: можно расположить единственную колонну по центру книги, поставить две на одну линию или две, поддерживающие противоположные углы. Какое размещение будет более надежное?

Опыт 2: «Бумажная хлопушка».

1) Постановка проблемы: Умеет ли бумага издавать звуки?

2) Поиск решения. Сложим из листа бумаги хлопушку (Согните лист бумаги А4 пополам вдоль. Разогните лист обратно и загните верхний правый угол, чтобы его край совпал с центральным сгибом. Так же загните левый угол и оба нижних угла. Получится подобие ромба. Поверните лист бумаги на 90 градусов и сложите его пополам по первому сгибу. Согните получившуюся трапецию пополам, совместив углы. Раскройте трапецию обратно и разместите так, чтобы короткая сторона оказалась внизу. Загните правую сторону, чтобы ее край совпадал с центральным сгибом. Угол будет выступать вниз за контуры фигуры. Так же согните другой угол. Поверните хлопушку и согните по вертикальной линии сгиба. Возьмите ее за два угла снизу, но не защемляйте складки в середине). Чтобы хлопушка издала звук, поднимем ее над головой и с силой махнем рукой. Хлопушка издаст громкий звук, когда поток воздуха заставит бумагу в середине расправиться.

3) Вывод. В основе работы хлопушки – давление воздуха. Когда ты резко опускаешь хлопушку, в складки бумаги попадает воздух. Давление между складками повышается и с силой разворачивает бумагу. При этом раздается громкий хлопок.

Вариант эксперимента: для большей громкости можно взять газету. За счет того, что фигура будет больше, а бумага тоньше, хлопок получится громче.

Итак, умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умения делать простые умозаключения, отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей, тренируют и развивают речевую активность. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие речевой активности.